Высокоразвитая черная и цветная металлургия создали благоприятные возможности для развития на Урале мощного машиностроения. Машиностроительная промышленность — новая для Урала отрасль производства. В отличие от черной металлургии почти все машиностроительные заводы — детища пятилеток. Первые машиностроительные заводы создавались в начале 30-х годов.
В этот период были построены гиганты уральского машиностроения:
- Уралмаш;
- Челябинский тракторный;
- Уралвагонзавод и ряд других.
В настоящее время машиностроение — это одна из ведущих отраслей народного хозяйства Урала. В нем занята 7з всех промышленных рабочих. Главные отрасли уральского машиностроения — тяжелое, энергетическое и транспортное. Урал дает значительную долю продукции тяжелого машиностроения СССР и ‘/б часть энергетического оборудования.
Развитию тяжелого и энергетического машиностроения способствуют хорошая обеспеченность металлом и спрос на эти машины развитой горной, металлургической промышленности, мощной энергетики не только самого Урала, но и соседних районов Сибири и Казахстана. Транспортное машиностроение развито слабее, чем тяжелое или энергетическое. Однако по производству некоторых видов транспортных машин и оборудования ему принадлежит выдающееся место. Урал дает значительную часть всего подвижного состава железнодорожному транспорту.
Он выпускает также автомобили, тракторы, автобусы и автоприцепы. Урал — родина отечественного мотоциклостроения.
По производству мотоциклов он занимает первое место в стране (35% общесоюзного выпуска). Другие отрасли машиностроения и металлообработки представлены слабее. Это станкостроение, приборостроение, некоторые отрасли сельскохозяйственного машиностроения, производство машин для легкой и пищевой промышленности. Уральское машиностроение имеет высокую степень концентрации производства. Такие предприятия, как Уралмашзавод, Уральский вагоностроительный, Челябинский тракторный, Уралхиммашзавод и некоторые другие, не имели себе равных, к сожалению, в прошлом.
Машиностроение сосредоточено преимущественно в крупных городах, обладающих лучшими транспортными связями с металлургическими центрами Урала, а также более благоприятными условиями для производственного кооперирования.